Конституция РФ

 

(урок для 8 – х классов)

(Составитель: гл. библиограф ЦБС г. Славгорода Е.Л. Мальцева)

 

Сегодня мы будем разговаривать о Конституции и о конституционно-правовом статусе гражданина Российской Федерации.

Конституция – это что? Это основной закон государства. И это действительно основной правовой документ государства. Все остальные законы, принятые в стране и регламентирующие ее жизнь ориентируются на Конституцию.

В повседневной жизни о праве ча­ще всего вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам ока­жется нарушенным или когда воз­никла спорная ситуация и даже пря­мой конфликт. И действительно, об­ращение к праву — важнейший способ разрешения споров и кон­фликтов. Однако у права есть и дру­гая, не менее важная задача — сделать так, чтобы споров, конфликтов и на­рушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, ка­ковы их права и обязанности в эконо­мической, политической и иных сфе­рах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях совре­менного общества.

Древний человек свое право отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Долгое время в истории человечества царил за­кон "око за око, зуб за зуб". Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный за­ступник. О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел леген­дарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось мно­жество новых проблем, о кото­рых доселе и не подозревало че­ловечество: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и наруше­ниями человеческих свобод, вы­мирание целых наций, народно­стей, техногенные и экологичес­кие катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувст­вовало угрозу своему существо­ванию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катаст­рофами? С особой тревогой ми­ровая общественность заговори­ла о безопасности после Второй мировой войны, унесшей мил­лионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее го­сударства. Нужен такой защит­ник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная органи­зация. Какая? (ООН.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — международная организация государств, создана в цепях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития со­трудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разрабо­танный на конференции в Думбар-тон-Оксе в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государст­вами — участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. На 1 сентября 1994 г. в состав ООН входило 184 государства (в том числе Российская Федерация). Глав­ные органы ООН: Генеральная Ассамб­лея ООН, Совет Безопасности, Эконо­мический и Социальный советы, Со­вет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992 г.) — Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 г. — Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испан­ский, китайский, русский и француз­ский; в Генеральной Ассамблее, Сове­те Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.

Какие основные цели у этой организации? (Мир, прогресс, демократия.)

Чем занималась ООН на протяжении своей исто­рии? (Пыталась урегулировать конфликты между странами, ут­верждала международные право­вые документы, осуждала агрес­сии, заключала соглашения, реша­ла проблемы беженцев и т. д.)

Организация Объединенных Наций заботится и о правах детей, и о правах каж­дого конкретного человека. Ведь "признание присущего достоин­ства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества явля­ется основой обеспечения свобо­ды, справедливости и мира на Земле. ООН во Всеобщей декла­рации прав человека и в Между­народных пактах о правах челове­ка "провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек дол­жен обладать всеми указанными в них правами и свободами".

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамбле­ей 10 декабря 1948 г. в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она включает 30 статей, устанавливающих ос­новополагающие права и свобо­ды человека, которыми, как про­возглашает Декларация, должны обладать все мужчины и женщи­ны без исключения. Вслед за принятием Всеобщей деклара­ции последовали два междуна­родных соглашения: одно об экономических, социальных и культурных правах, а другое о гражданских и политических правах, которые были разработа­ны в период между 1948—1954 гг. Комиссией ООН по правам чело­века. 16 декабря 1966 г. Ассамб­лея единогласно приняла Между­народный пакт о гражданских и политических правах и Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа в расширенной юридической форме излагали положения Всеобщей деклара­ции. В качестве дополнения к этим пактам выдвигались права, не включенные в Деклара­цию, — право народов на само­определение, включая право свободно

В 1966 г. Декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах.

В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и другие.

Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской дек­ларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, при­нятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав чело­века, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в ус­тавах и соответствующих доку­ментах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся во­просами благополучия детей.

Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрез­вычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Он был создан 11 декабря 1946 г. по единогласному решению Ге­неральной Ассамблеи. Полное его название — Международный чрезвычайный фонд помощи де­тям ООН (ЮНИСЕФ -UNISEF). Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жерт­вам Второй мировой войны. В 1953 г. Ассамблея расширила его мандат на неопределенный срок и переименовала в Детский фонд ООН (оставив при этом ставший известным акроним ЮНИСЕФ).

Главным объектом заботы фонда стали миллионы детей развиваю­щихся стран, страдающие от не­доедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Но­белевская премия мира.

ЮНИСЕФ обладает полуавто­номным статусом в рамках ООН, он подотчетен ЭКОСОС и Гене­ральной Ассамблее. Исполни­тельный орган, состоящий из избранных ЭКОСОС представи­телей 30 государств, определяет политику ЮНИСЕФ и собирает­ся ежегодно для рассмотрения программ Фонда. Финансирова­ние ЮНИСЕФ зависит исключи­тельно от добровольных пожерт­вований: почти три четверти его дохода поступает от правительств; остальная часть средств — от ши­рокой общественности через про­дажу поздравительных открыток и проведение различных кампа­ний по сбору средств.

Главная задача ЮНИСЕФ — помощь правительствам разви­вающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расо­вой принадлежности, вероиспо­ведания.

ЮНИСЕФ прилагает актив­ные усилия для организации дет­ских служб, доставки продуктов и оборудования, обеспечения фон­дов, подготовки персонала для ра­боты с детьми — работников здра­воохранения и гигиены, социаль­ных работников и руководителей детских домов. ЮНИСЕФ также оказывает помощь матерям и де­тям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи со стихий­ными бедствиями, гражданскими войнами и эпидемиями.

Далее ООН при­знала необходимым разработать специальный документ по пра­вам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. одобрена Гене­ральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция всту­пила в силу на всей территории СССР.

Конвенция — (лат. conventio — договор, соглашение) — разновидность международного договора.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Рассмотрим Конвенцию ООН о правах ребенка в стихах и картинках. Рядом будет изложена ссылка на статью Конвенции.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Положения, закрепленные в декларации включены в соответствующие законы каждой конкретной страны – в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.

В Конституцию РФ вложены основные постулаты Декларации о правах человека и конвенции о правах ребенка.

 

Примером, подтверждающим данное положение, является Конституция Российской Федерации, в главе 2 которой закрепляются основные права и свободы человека.

Среди них:

  • право на жизнь;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • равенство прав мужчины и женщины;

  • неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

  • неприкосновенность жилища;

  • право свободного передвижения и выбора места жительства;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • свобода мысли и слова;

  • право избирать и быть избранными;

  • право участвовать в отправлении правосудия;

  • право на свободное занятие предпринимательской деятельностью;

  • право частной собственности;

  • право на жилище;

  • право на благоприятную

  • окружающую среду;

  • право на образование и другие.

Идея прав человека имела своё продвижение и развитие.

Конституция– это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство". Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства. В ней содержится список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации .

 

В 20 веке в России были приняты пять Конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годах.

До этого проекты конституций при сохранении монархии разрабатывались, но так и не были приняты.

 

В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков. 

 

После образования СССР в 1924 году была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик. 

5 декабря 1924 года была принята «сталинская» Конституция СССР. В ней провозглашалось построение социализма, подчеркивалось, что утверждалась общественная собственность на средства производства. Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав.

Новая Конституция была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как свобода совести, слова, собраний, союзов и пр., добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. Теперь избирательная система строилась по принципу один — один голос, т. е. на основе равного избирательного права. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР. В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. 

 

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (при каком президенте была принята Конституция?).

 

Конституция РФ достаточно сложный и большой документ : он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

 

(С вызовом) «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мой права?» — эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?

 

Викторина

 

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

 

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

 

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

 

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

 

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

 

Ситуация 1

Ученик: Марья Ивана! Я к вам на физику больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы физики не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя физики найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивана! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший — меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий:Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя — он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Помощник 2: (если не будет ответа)

(Ответ: Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13)

 

 

Ситуация 2

Мать: Сколько раз тебе говорить — после 10 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты же все равно в десять еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

Помощник 1 (если не будет ответа)

(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)

 

Ситуация 3

Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассник и сообщили классной руководительнице.

Учитель: Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка голубчик к директору.

Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности — основные гарантии Международного права.

Ведущий: разъясните, пожалуйста, ситуацию

Помощник 1: (если не будет ответа)

(Ответ: В статье 28, в частности, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

 

Ситуация 4

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию.

Помощник 2: (если не будет ответа)

(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)

 

Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте не нарушать и сами права других людей, требуя выполнения своих.

Спасибо всем за участие.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398

  2. Балашов, А. И. Правоведение: учебник / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

  3. Власов, В.И. Основы правоведения: учебное пособие / В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 – 576 с.

  4. Зиннуров, Ф.К. Правоведение: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, А.М.Артемьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 255 с.

 

 


Конституция для 8 кл from slavbibl on Vimeo.


Права детей в мультиках from slavbibl on Vimeo.


Скачать презентацию

Скачать текстовый материал