ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
(информация к уроку для 8-9 кл.)
(составитель: гл. библиограф ЦБС г. Славгорода Е.Л. Мальцева)
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека звучит так: "Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски".
Сегодня мы с вами поговорим о правах человека. Регулирует их область человеческой деятельности – право.
Древний человек право отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Долгое время в истории человечества царил закон "око за око, зуб за зуб". Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем, о которых доселе и не подозревало человечество: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация. Какая? (ООН.)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — международная организация государств, создана в цепях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбар-тон-Оксе в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами — участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. На 1 сентября 1994 г. в состав ООН входило 184 государства (в том числе Российская Федерация). Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный советы, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992 г.) — Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 г. — Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.
КОММЕНТАРИЙ: Организация Объединенных Наций — международная организация, основанная в 1945 г., со штаб- квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: "Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
Какие основные цели у этой организации? (Мир, прогресс, демократия.)
Были ли у ООН предшественники? (Да, но международные организации, создававшиеся в течение XIX в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в XIX в. в таком дипломатическом образовании, как "Европейский концерт" — первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами.)
КОММЕНТАРИЙ: Лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества — Лига Наций.
Несмотря на эти величественные идеалы, Лига Наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политичес кой мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.
В конечном счете Лига Наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. формально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы — США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай — предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам Оси — Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941 г., в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 г. президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Термин "объединенные нации" впервые появился 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне (округ Колумбия). Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 г. заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа — 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены Предложения по созданию Всеобщей международной организации, которые одобрили и США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. Большая пятерка держав — США, Британия, Франция, Советский Союз и Китай — выработала формулу для разрешения споров.
ВЕДУЩИЙ: Чем занималась ООН на протяжении своей истории? (Пыталась урегулировать конфликты между странами, утверждала международные правовые документы, осуждала агрессии, заключала соглашения, решала проблемы беженцев и т. д.)
КОММЕНТАРИЙ: ООН стремится к достижению мира и согласия между народами. Например, в 1946 г. ООН удалось посадить Иран и СССР за стол переговоров. В 1947-1949 гг. ООН содействовала образованию государства Соединенные Штаты Индонезии. В 1950 г., во время войны в Корее, ООН впервые санкционировала применение коллективных военных действий. В 1960 г. Совет Безопасности ООН столкнулся со сложными проблемами, связанными с появлением нового независимого государства Конго (Заир), бывшей колонии Бельгии. В начале 1960-х, так и не сумев нормализовать ситуацию в Конго, Совет Безопасности ООН обратился к проблеме апартеида в Южно-Африканской Республике. В конце 1980-х ООН убедила сесть за стол переговоров Афганистан и Пакистан. Ее миротворческая активность способствовала окончанию в 1988 г. войны между Ираном и Ираком. В 1992 г. в рамках ООН насчитывалось 12 миротворческих миссий, все они действовали в соответствии с мандатом Совета Безопасности. В 1996 г. были развернуты 16 миротворческих операций. Некоторые из них были завершены, а миссии выведены (ОНУСАЛ - ONUSAL, ЮНПРО-ФОР - UNPROFOR, ИЗНОСОМ - UNOSOM, ЮНАВЕМ II - UNAVEM II, ЮНТАК -UNTAC), другие получили новые мандаты (ЮНСМИГ - UNSMIH в Гаити, ЮНОМИЛ - UNOMIL в Либерии, ЮНОМИГ - UNOMIG в Грузии и ЮНАВЕМ III -UNAVEM III в Анголе).
ООН несет ответственность за дела беженцев. Генеральная Ассамблея в 1950 г. учредила Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Две главные функции УВКБ — предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения их проблемы.
ООН заботится о правах женщин. В 1945 г. только в 30 странах из 51, первыми подписавших Устав ООН, женщины обладали избирательным правом. Было также ограничено их право занимать официальные должности. В 1952 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о политических правах женщин, в которой декларировалось право женщин участвовать в выборах наравне с мужчинами. К 1977 г. 141 из общего числа 149 государств-членов признало для женщин право голоса. В числе 8 стран, где это право не признано в полной мере, — Бахрейн, Кувейт, Нигерия (в шести штатах), Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.
Организация Объединенных Наций заботится и о правах детей, и о правах каждого конкретного человека. Ведь "признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле. ООН во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека "провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами".
КОММЕНТАРИЙ: Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она включает 30 статей, устанавливающих основополагающие права и свободы человека, которыми, как провозглашает Декларация, должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Вслед за принятием Всеобщей декларации последовали два международных соглашения: одно об экономических, социальных и культурных правах, а другое о гражданских и политических правах, которые были разработаны в период между 1948—1954 гг. Комиссией ООН по правам человека. 16 декабря 1966 г. Ассамблея единогласно приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа в расширенной юридической форме излагали положения Всеобщей декларации. В качестве дополнения к этим пактам выдвигались права, не включенные в Декларацию, — право народов на самоопределение, включая право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.
Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
КОММЕНТАРИЙ: Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Он был создан 11 декабря 1946 г. по единогласному решению Генеральной Ассамблеи. Полное его название — Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ -UNISEF). Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. В 1953 г. Ассамблея расширила его мандат на неопределенный срок и переименовала в Детский фонд ООН (оставив при этом ставший известным акроним ЮНИСЕФ).
Главным объектом заботы фонда стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира.
ЮНИСЕФ обладает полуавтономным статусом в рамках ООН, он подотчетен ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее. Исполнительный орган, состоящий из избранных ЭКОСОС представителей 30 государств, определяет политику ЮНИСЕФ и собирается ежегодно для рассмотрения программ Фонда. Финансирование ЮНИСЕФ зависит исключительно от добровольных пожертвований: почти три четверти его дохода поступает от правительств; остальная часть средств — от широкой общественности через продажу поздравительных открыток и проведение различных кампаний по сбору средств.
Главная задача ЮНИСЕФ — помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности, вероисповедания.
ЮНИСЕФ прилагает активные усилия для организации детских служб, доставки продуктов и оборудования, обеспечения фондов, подготовки персонала для работы с детьми — работников здравоохранения и гигиены, социальных работников и руководителей детских домов. ЮНИСЕФ также оказывает помощь матерям и детям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи со стихийными бедствиями, гражданскими войнами и эпидемиями.
Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАсостоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных:
гражданских,
политических,
социальных,
экономических и культурных прав и свобод человека.
Несмотря на то что ВДПЧ не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.
Положения, закрепленные в декларации включены в соответствующие законы каждой конкретной страны – в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.
Примером, подтверждающим данное положение, является Конституция Российской Федерации, в главе 2 которой закрепляются основные права и свободы человека.
Среди них:
право на жизнь;
равенство всех перед законом и судом;
равенство прав мужчины и женщины;
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
неприкосновенность жилища;
право свободного передвижения и выбора места жительства;
свобода совести и вероисповедания;
свобода мысли и слова;
право избирать и быть избранными;
право участвовать в отправлении правосудия;
право на свободное занятие предпринимательской деятельностью;
право частной собственности;
право на жилище;
право на благоприятную
окружающую среду;
право на образование и другие.
Идея прав человека имела своё продвижение и развитие.
В 1966 г. Декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах.
В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и другие.
Конвенция — (лат. conventio — договор, соглашение) — разновидность международного договора.
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.
Рассмотрим Конвенцию ООН о правах ребенка в стихах и картинках. Рядом будет изложена ссылка на статью Конвенции.
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
А все ли знают свои обязанности? Вот давайте о них и поговорим?
Обязанности учащихся.
Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.
Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.
Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.
Заботиться о младших.
Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, учащихся, родителей и посетителей.
Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.
Приходить на занятия не менее, чем за 5 минут до начала урока.
Добросовестно исполнять обязанности дежурного.
Соблюдать тишину во время уроков.
Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.
Мы познакомились с несколькими статьями Декларации. А теперь к нам пожаловали сказочные герои со своими проблемами, нужно им помочь.
Ситуация 1. Василиса Прекрасная.
- Здравствуйте, ребята! За то, что я отказалась выйти замуж за Кощея, он превратил меня в лягушку. Жить в болоте – это пытка для меня. Могу ли я подать на Кощея в суд за то, что он подверг этой пытке меня, ведь в общем-то орудий пыток он ко мне не применял? (ст.4) (слайд 6)
Ситуация 2. Буратино.
- Здравствуйте, ребята! Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили меня за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью Всеобщей декларации прав человека нарушил при этом? (ст.9)
1.Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.
Не соблюдены правила экологической безопасности.
2. Павел Бажов «Каменный цветок»
Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Каменный цветок в своих владениях, таким образом лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворённое Данилой, людьми.
Нарушены права на свободу творчества.
3. Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»
Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкунчика, вступает в единоборство с Мышиным королём.
Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.
4. Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце её Иванушке»
Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Иванушку в своей избе, нарушая его право на свободу.
Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы - Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!
5. Русская народная сказка «Колобок»
Главный герой сказки Колобок, самовольно ушел из дома, не послушался своих родителей - бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.
Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не вступать в разговор с незнакомыми людьми.
6. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»
В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, нарушая, таким образом право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.
7. Русская народная былина «Садко»
Морской царь насильно удерживает героя былины на дне морском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуться к людям и обрести свободу.
Нарушено право героя на возможность сообщить родным о месте своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.
Литературно-правовая викторина
1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? ("Двенадцать месяцев". Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них.)
2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться"? ("Золушка", или "Хрустальный башмачок". Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел.)
3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать". ("Снежная королева". Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.)
4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? ("Три поросенка". Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)
5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий утенок". Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все.)
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
6. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщины, совершает насилие над личностью и похищает молодую и красивую женщину с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия этого долгожителя и возвращает себе законную жену? ("Царевна-лягушка".)
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»)
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется с ответом, можно просить помощи у зала, но получаете меньшее количество баллов.
1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
1) от самого ребенка;
2) от его родителей;
3) от государства.
2. Право на выбор занятий и объединения есть:
1) у каждого;
2) только у взрослых;
3) у учащихся школ.
3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:
1) с этим согласны его родители;
2) это не приносит вреда государству;
3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.
4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:
1) 8 лет;
2) с 10 лет;
3) 12 лет;
4) 16 лет.
Вы сейчас находитесь в таком прекрасном возрасте, когда непременно хочется бунтовать и абсолютно ни с чем не соглашаться. Мне вспоминается случай про вашего ровесника. Он простоял несколько часов у дверей школы с плакатом на шее: "Требую уволить классного руководителя за бесчеловечное обращение с классом". А в Сибири-то морозы — не для демонстраций. Помитинговал 3 часа, а в больнице провалялся месяц. За это время, кроме родственников, к нему зашла только... классная руководительница.
Попробуй тут определи, кто он — борец за права или просто начинающий скандалист. Где тот суд, который определит степень "бесчеловечности" классной руководительницы? А ведь в правовом государстве, которым стремится стать Россия, классный руководитель мог подать в суд на автора плаката за клевету или оскорбление. И в судебном процессе сошлись бы силы совсем нешуточные — судьи, прокурор, адвокат, свидетели.
Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы, уважать права каждого человека, его достоинство, будем взаимотерпимы и взаимовежливы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398.
Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Международные акты о правах человека: сборник документов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- С.306-324
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст] : указ Президента России от 01. 06. 2012 г. № 761 // Бюллетень «НАРКОМ». - 2012. - № 10. - С. 2 – 16
Балашов, А. И. Правоведение: учебник / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
Власов, В.И. Основы правоведения: учебное пособие / В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 – 576 с.
Зиннуров, Ф.К. Правоведение: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, А.М.Артемьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 255 с.
Дубровская, И.А. Права ребенка: пособие / И.А. Дубровская. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 176 с.