ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

(информация к уроку для 8-9 кл.)

(составитель: гл. библиограф ЦБС г. Славгорода Е.Л. Мальцева)

 

 

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека звучит так: "Все люди рождены свободными и равными в своих правах.

Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски".

Сегодня мы с вами поговорим о правах человека. Регулирует их область человеческой деятельности – право.

 

Древний человек право отвоевывал си­лой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Долгое время в истории человечества царил за­кон "око за око, зуб за зуб". Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный за­ступник. О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел леген­дарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось мно­жество новых проблем, о кото­рых доселе и не подозревало че­ловечество: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и наруше­ниями человеческих свобод, вы­мирание целых наций, народно­стей, техногенные и экологичес­кие катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувст­вовало угрозу своему существо­ванию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катаст­рофами? С особой тревогой ми­ровая общественность заговори­ла о безопасности после Второй мировой войны, унесшей мил­лионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее го­сударства. Нужен такой защит­ник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная органи­зация. Какая? (ООН.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — международная организация государств, создана в цепях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития со­трудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разрабо­танный на конференции в Думбар-тон-Оксе в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государст­вами — участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. На 1 сентября 1994 г. в состав ООН входило 184 государства (в том числе Российская Федерация). Глав­ные органы ООН: Генеральная Ассамб­лея ООН, Совет Безопасности, Эконо­мический и Социальный советы, Со­вет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992 г.) — Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 г. — Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испан­ский, китайский, русский и француз­ский; в Генеральной Ассамблее, Сове­те Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.

 

КОММЕНТАРИЙ: Организа­ция Объединенных Наций — международная организация, основанная в 1945 г., со штаб- квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окон­чания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: "Поддерживать междуна­родный мир и безопасность и для этой цели принимать эффектив­ные коллективные меры по пре­дотвращению и устранению угро­зы миру... Развивать дружествен­ные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения со­трудничества в разрешении меж­дународных проблем экономиче­ского, социального, культурного и гуманитарного характера и все­мерно способствовать развитию уважения прав человека и основ­ных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

 

Какие основные цели у этой организации? (Мир, прогресс, демократия.)

 

Были ли у ООН предшествен­ники? (Да, но международные организации, создававшиеся в те­чение XIX в., в основном решали отдельные задачи, такие, в част­ности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в XIX в. в таком дипломатическом образо­вании, как "Европейский кон­церт" — первой попытке объеди­нения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами.)

 

КОММЕНТАРИЙ: Лишь после Первой ми­ровой войны была создана мно­гоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничест­ва — Лига Наций.

Несмотря на эти величествен­ные идеалы, Лига Наций, подоб­но предшествующим межгосу­дарственным союзам, явилась плодом европейской политичес кой мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колони­альных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъ­ятных земель и нищего населе­ния стран Африки, Азии, Ближ­него Востока и Латинской Аме­рики, большинство из которых все еще находилось под колони­альным гнетом.

В конечном счете Лига Наций оказалась неспособной предотв­ратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. фор­мально прекратила свое сущест­вование. В годы войны главные союзные державы — США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай — предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, ос­нованной на платформе их проти­востояния державам Оси — Герма­нии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941 г., в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному меж­дународному сотрудничеству. Ат­лантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 г. президентом США Рузвельтом и премьер-ми­нистром Великобритании У. Чер­чиллем, явилась первым призна­ком намерений Великобритании и США создать сразу после вос­становления мира новую между­народную организацию. Термин "объединенные нации" впервые появился 1 января 1942 г. в Декла­рации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне (округ Колумбия). Московская и Теге­ранская конференции в октябре и декабре 1943 г. заложили фунда­мент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 авгус­та — 7 октября 1944) явилась пер­вой встречей, специально органи­зованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе бы­ли подготовлены Предложения по созданию Всеобщей международ­ной организации, которые одоб­рили и США, Китай, Великобри­тания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. Большая пятерка держав — США, Британия, Франция, Советский Союз и Китай — выработала фор­мулу для разрешения споров.

 

ВЕДУЩИЙ: Чем занималась ООН на протяжении своей исто­рии? (Пыталась урегулировать конфликты между странами, ут­верждала международные право­вые документы, осуждала агрес­сии, заключала соглашения, реша­ла проблемы беженцев и т. д.)

 

КОММЕНТАРИЙ: ООН стре­мится к достижению мира и согласия между народами. Например, в 1946 г. ООН удалось посадить Иран и СССР за стол переговоров. В 1947-1949 гг. ООН содейство­вала образованию государства Со­единенные Штаты Индонезии. В 1950 г., во время войны в Корее, ООН впервые санкционировала применение коллективных воен­ных действий. В 1960 г. Совет Бе­зопасности ООН столкнулся со сложными проблемами, связан­ными с появлением нового неза­висимого государства Конго (За­ир), бывшей колонии Бельгии. В начале 1960-х, так и не сумев нор­мализовать ситуацию в Конго, Со­вет Безопасности ООН обратился к проблеме апартеида в Южно-Африканской Республике. В кон­це 1980-х ООН убедила сесть за стол переговоров Афганистан и Пакистан. Ее миротворческая ак­тивность способствовала оконча­нию в 1988 г. войны между Ира­ном и Ираком. В 1992 г. в рамках ООН насчитывалось 12 миротвор­ческих миссий, все они действова­ли в соответствии с мандатом Со­вета Безопасности. В 1996 г. были развернуты 16 миротворческих операций. Некоторые из них были завершены, а миссии выведены (ОНУСАЛ - ONUSAL, ЮНПРО-ФОР - UNPROFOR, ИЗНО­СОМ - UNOSOM, ЮНАВЕМ II - UNAVEM II, ЮНТАК -UNTAC), другие получили новые мандаты (ЮНСМИГ - UNSMIH в Гаити, ЮНОМИЛ - UNOMIL в Либерии, ЮНОМИГ - UNOMIG в Грузии и ЮНАВЕМ III -UNAVEM III в Анголе).

ООН несет ответственность за дела беженцев. Генеральная Ас­самблея в 1950 г. учредила Управ­ление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Две главные функции УВКБ — предо­ставление беженцам международ­ной защиты и стремление найти надежные решения их проблемы.

ООН заботится о правах жен­щин. В 1945 г. только в 30 странах из 51, первыми подписавших Устав ООН, женщины обладали из­бирательным правом. Было так­же ограничено их право занимать официальные должности. В 1952 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о политиче­ских правах женщин, в которой декларировалось право женщин участвовать в выборах наравне с мужчинами. К 1977 г. 141 из об­щего числа 149 государств-чле­нов признало для женщин право голоса. В числе 8 стран, где это право не признано в полной ме­ре, — Бахрейн, Кувейт, Нигерия (в шести штатах), Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединен­ные Арабские Эмираты и Йемен.

 

Организация Объединенных Наций заботится и о правах детей, и о правах каж­дого конкретного человека. Ведь "признание присущего достоин­ства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества явля­ется основой обеспечения свобо­ды, справедливости и мира на Земле. ООН во Всеобщей декла­рации прав человека и в Между­народных пактах о правах челове­ка "провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек дол­жен обладать всеми указанными в них правами и свободами".

 

КОММЕНТАРИЙ: Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамбле­ей 10 декабря 1948 г. в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она включает 30 статей, устанавливающих ос­новополагающие права и свобо­ды человека, которыми, как про­возглашает Декларация, должны обладать все мужчины и женщи­ны без исключения. Вслед за принятием Всеобщей деклара­ции последовали два междуна­родных соглашения: одно об экономических, социальных и культурных правах, а другое о гражданских и политических правах, которые были разработа­ны в период между 1948—1954 гг. Комиссией ООН по правам чело­века. 16 декабря 1966 г. Ассамб­лея единогласно приняла Между­народный пакт о гражданских и политических правах и Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа в расширенной юридической форме излагали положения Всеобщей деклара­ции. В качестве дополнения к этим пактам выдвигались права, не включенные в Деклара­цию, — право народов на само­определение, включая право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

 

Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской дек­ларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, при­нятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав чело­века, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в ус­тавах и соответствующих доку­ментах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся во­просами благополучия детей.

 

КОММЕНТАРИЙ: Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрез­вычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Он был создан 11 декабря 1946 г. по единогласному решению Ге­неральной Ассамблеи. Полное его название — Международный чрезвычайный фонд помощи де­тям ООН (ЮНИСЕФ -UNISEF). Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жерт­вам Второй мировой войны. В 1953 г. Ассамблея расширила его мандат на неопределенный срок и переименовала в Детский фонд ООН (оставив при этом ставший известным акроним ЮНИСЕФ).

Главным объектом заботы фонда стали миллионы детей развиваю­щихся стран, страдающие от не­доедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Но­белевская премия мира.

ЮНИСЕФ обладает полуавто­номным статусом в рамках ООН, он подотчетен ЭКОСОС и Гене­ральной Ассамблее. Исполни­тельный орган, состоящий из избранных ЭКОСОС представи­телей 30 государств, определяет политику ЮНИСЕФ и собирает­ся ежегодно для рассмотрения программ Фонда. Финансирова­ние ЮНИСЕФ зависит исключи­тельно от добровольных пожерт­вований: почти три четверти его дохода поступает от правительств; остальная часть средств — от ши­рокой общественности через про­дажу поздравительных открыток и проведение различных кампа­ний по сбору средств.

Главная задача ЮНИСЕФ — помощь правительствам разви­вающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расо­вой принадлежности, вероиспо­ведания.

ЮНИСЕФ прилагает актив­ные усилия для организации дет­ских служб, доставки продуктов и оборудования, обеспечения фон­дов, подготовки персонала для ра­боты с детьми — работников здра­воохранения и гигиены, социаль­ных работников и руководителей детских домов. ЮНИСЕФ также оказывает помощь матерям и де­тям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи со стихий­ными бедствиями, гражданскими войнами и эпидемиями.

 

Далее ООН при­знала необходимым разработать специальный документ по пра­вам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. одобрена Гене­ральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция всту­пила в силу на всей территории СССР.

 

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАсостоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных:

  • гражданских,

  • политических,

  • социальных,

  • экономических и культурных прав и свобод человека.

Несмотря на то что ВДПЧ не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

Положения, закрепленные в декларации включены в соответствующие законы каждой конкретной страны – в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.

Примером, подтверждающим данное положение, является Конституция Российской Федерации, в главе 2 которой закрепляются основные права и свободы человека.

Среди них:

  • право на жизнь;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • равенство прав мужчины и женщины;

  • неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

  • неприкосновенность жилища;

  • право свободного передвижения и выбора места жительства;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • свобода мысли и слова;

  • право избирать и быть избранными;

  • право участвовать в отправлении правосудия;

  • право на свободное занятие предпринимательской деятельностью;

  • право частной собственности;

  • право на жилище;

  • право на благоприятную

  • окружающую среду;

  • право на образование и другие.

Идея прав человека имела своё продвижение и развитие.

В 1966 г. Декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах.

В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и другие.

 

Конвенция — (лат. conventio — договор, соглашение) — разновидность международного договора.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Рассмотрим Конвенцию ООН о правах ребенка в стихах и картинках. Рядом будет изложена ссылка на статью Конвенции.

 

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

А все ли знают свои обязанности? Вот давайте о них и поговорим?

Обязанности учащихся.

  • Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.

  • Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.

  • Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.

  • Заботиться о младших.

  • Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, учащихся, родителей и посетителей.

  • Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

  • Приходить на занятия не менее, чем за 5 минут до начала урока.

  • Добросовестно исполнять обязанности дежурного.

  • Соблюдать тишину во время уроков.

  • Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.

 

Мы познакомились с несколькими статьями Декларации. А теперь к нам пожаловали сказочные герои со своими проблемами, нужно им помочь.

Ситуация 1. Василиса Прекрасная.

- Здравствуйте, ребята! За то, что я отказалась выйти замуж за Кощея, он превратил меня в лягушку. Жить в болоте – это пытка для меня. Могу ли я подать на Кощея в суд за то, что он подверг этой пытке меня,  ведь в общем-то орудий пыток он ко мне не применял? (ст.4) (слайд 6)

 

Ситуация 2. Буратино.

- Здравствуйте, ребята! Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили меня за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью Всеобщей декларации прав человека нарушил при этом? (ст.9)

 

1.Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чис­тоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.

Не соблюдены правила экологической безопасности.

2. Павел Бажов «Каменный цветок»

Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Ка­менный цветок в своих владениях, таким образом лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворённое Данилой, людьми.

Нарушены права на свободу творчества.

3. Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»

Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкун­чика, вступает в единоборство с Мышиным королём.

Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.

4. Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце её Иванушке»

Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Ива­нушку в своей избе, нарушая его право на свободу.

Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы - Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!

5. Русская народная сказка «Колобок»

Главный герой сказки Колобок, самовольно ушел из дома, не по­слушался своих родителей - бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.

Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не вступать в разговор с незнакомыми людьми.

6. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, на­рушая, таким образом право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.

7. Русская народная былина «Садко»

Морской царь насильно удерживает героя былины на дне мор­ском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуть­ся к людям и обрести свободу.

Нарушено право героя на возможность сообщить родным о мес­те своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.

 

Литературно-правовая викторина

 

1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребен­ка на заботу? ("Двенадцать меся­цев". Мачеха послала сироту в де­кабрьскую стужу в лес за подснежни­ками и приказала не возвращаться без них.)

2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено сле­дующее право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться"? ("Золушка", или "Хрустальный башмачок". Мачеха и сестры не разрешили Золушке по­ехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел.)

 

3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсе­на нарушено право ребенка: "Дети имеют право жить со своими роди­телями, и никому не позволено их разлучать". ("Снежная королева". Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.)

 

4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокой­но жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? ("Три поросенка". Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)

 

5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий утенок". Его били, щипали, гнали ото­всюду за то, что он был не как все.)

 

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

 

6. В какой сказке один долгожи­тель, не пользующийся успехом у женщины, совершает насилие над личностью и похищает молодую и красивую женщину с це­лью вступления в брак, а другой пер­сонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает сек­рет долголетия этого долгожителя и возвращает себе за­конную жену? ("Царевна-лягушка".)

 

 

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

 

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»)

 

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

 

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

 

Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется  с ответом, можно просить помощи у зала, но получаете меньшее количество баллов.

1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

1) от самого ребенка;

2) от его родителей;

3) от государства.

 

2. Право на выбор занятий и объединения есть:

1) у каждого;

2) только у взрослых;

3) у учащихся школ.

 

3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:

1) с этим согласны его родители;

2) это не приносит вреда государству;

3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.

 

4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:

1) 8 лет;

2) с 10 лет;

3) 12 лет;

4) 16 лет.

 

Вы сейчас находитесь в таком прекрас­ном возрасте, когда непременно хо­чется бунтовать и абсолютно ни с чем не соглашаться. Мне вспомина­ется случай про вашего ровесника. Он простоял несколько часов у дверей школы с плакатом на шее: "Тре­бую уволить классного руководите­ля за бесчеловечное обращение с классом". А в Сибири-то морозы — не для демонстраций. Помитинговал 3 часа, а в больнице провалялся месяц. За это время, кроме родственников, к нему зашла только... классная руководительница.

Попробуй тут определи, кто он — борец за права или просто начинаю­щий скандалист. Где тот суд, который определит степень "бесчеловечно­сти" классной руководительницы? А ведь в правовом государстве, которым стремится стать Россия, классный руководитель мог подать в суд на автора плаката за клевету или оскорбление. И в судебном процессе сошлись бы силы совсем нешуточные — судьи, прокурор, ад­вокат, свидетели.

 

Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы, уважать права каждого человека, его достоинство, будем взаимотерпимы и взаимовежливы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398.

  2. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Международные акты о правах человека: сборник документов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- С.306-324

  3.  О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст] : указ Президента России от 01. 06. 2012 г. № 761 // Бюллетень «НАРКОМ». - 2012. - № 10. - С. 2 – 16

  4. Балашов, А. И. Правоведение: учебник / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

  5. Власов, В.И. Основы правоведения: учебное пособие / В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 – 576 с.

  6. Зиннуров, Ф.К. Правоведение: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, А.М.Артемьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 255 с.

  7. Дубровская, И.А. Права ребенка: пособие / И.А. Дубровская. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 176 с.

 

 

 

 



Скачать презентацию

Скачать текстовый материал