АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

(составитель: гл. библиограф ЦБС г. Славгорода Е.Л. Мальцева)

 

Тема сегодняшней встречи «Административное право»,которое наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом относится к базовым или системообразующим отраслям российского законодательства. Как отрасль публичного права административное право регулирует государственно-управленческие отношения, возникающие в сфере деятельности исполнительной власти.

Тема «Административное право» очень сложная, что связано с тем, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практи­ческого проявления действующего в Российской Федерации ме­ханизма исполнительной власти.

На содержание административного права существенное влияние оказывают те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической области, что неизбежно сказывается и на ха­рактере административно-правового регулирования. Однако, как очень метко отметил французский административист Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы «административно-правового контроля». И далее: «...ад­министративное право есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека»1.

Мнение западного ученого в принципе справедливо и для наших условий. Служебная роль административного права - юридического «спутника» исполнительной власти - сохраняется в период рефор­мации государственных институтов. Что же касается масштабности действия его норм, то пока нет достаточных оснований, чтобы утверж­дать очевидность ее сокращения. Наоборот, в так называемый пере­ходный период массив подзаконных административно-правовых норм имел тенденцию к своему расширению. Особенно это было заметно в условиях, когда Президент Российской Федерации являлся главой исполнительной власти. Совокупность норм административного права различного уровня (федеральный, республиканский, региональный, ведомственный и т.п.) достаточно велика и многообразна, несмотря на частое внесение в нее определенных корректировок (отмена нор­мативных актов, их изменений и т.п.).

С помощью административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих общественных отношений, но и многих других (финансовых, трудовых, природоох­ранных и т.п.).

Во многих случаях административное право не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регу­лятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодатель­ства; основные организационные начала предпринимательской дея­тельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции различных над­зорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей пра­ва (природоохранительные инспекции) и т.п.

Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многооб­разие административно-правового регулирования. Например, фина­нсовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специаль­ный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. фактически нас «окружают» со всех сторон нормы прежде всего административного права. Как ни парадоксален с внешней стороны подобный вывод, он имеет под собой прочные основания. Если, например, говорить в этом плане о гражданине, то наиболее широки и многообразны его административная право- и дееспособность: рож­дение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социаль­ными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоох­ранительными и т.п. службами — все это неизбежно испытывает на себе соответствующее регулятивное воздействие административного права. Конечно, это не исключает такое же воздействие на поведение граждан и со стороны других отраслей права. Однако они строго ориентированы (например, гражданско-правовая сделка, налоговые обязанности и права и т.п.), что в целом не является отличительным признаком административного права.

 

Итак, (слайд 2) административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

 

Слайд 3. Сущность административного права. Административное право является публичным правом, призванным обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования. Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности, защита государственной границы.

Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сфере общественной и государственной жизни (например, оформление и получение паспорта гражданина Российской Федерации, государственная регистрация предприятий как юридических лиц, получение разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности, назначение на государственные должности государственной службы).

 

Слайд 4. Воздействие административного права на общественные отношения. Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п.

 

Слайд 5. Предмет административного права составляют:

  • управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

  • отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

  • управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

 

Слайд 6. Методы административного права. Это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений.

Предписание. Это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания.

Запрет. Это возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;

  • применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

Дозволение. Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц.

Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных прав.

 

Слайд 7. Функции и принципы административного права. Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач. Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе.

Регулятивная. Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Охранительная. Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

Правоисполнительная. Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.

Правотворческая. Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.

Организационная. Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

Координационная. Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

 

Слайд 8. Принципы административного права.

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

Принцип разделения властей. Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ.

Принцип федерализма. Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип законности. Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Принцип гласности. Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Принцип ответственности. Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

 

Слайд 9. Методы, принципы, функции, нормы административного права распространяются на субъектов административного права.

Субъекты административного права - это органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений.

Индивидуальные:

  • граждане;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства;

  • должностные лица.

Коллективные:

Государственные организации:

  • органы исполнительной власти (государственного управления);

  • государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);

  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.

Негосударственные организации:

  • общественные объединения;

  • трудовые коллективы;

  • органы местного самоуправления;

  • коммерческие структуры.

Система административного права. Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Общая часть: В Общей части объединяются нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть: В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политической).

Источники административного права:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, ратифицированное Федеральным законом от 8 июля 1996 г. № 90-ФЗ, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ).

Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации.

Содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации). К федеральным законам относятся также Основы законодательства, кодексы, действующие законы СССР и РСФСР.

Определяют различные вопросы, касающиеся организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др. (федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с изм. и доп.) и др.).

Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации.

Определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ (Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации.

Утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере государственно-управленческой деятельности (Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300).

Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

Регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями (Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605).

Публичные договоры.

Регулируют общественные отношения, на которые распространяются (федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ либо администрациями субъектов Федерации).

 

Слайд 10. Административно-правовая норма (таблица)

 

Слайд 11. Формы источников административного права

Правила. Чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Положение.

  • предметные (группируются нормы, призванные регулировать отдельный спектр общественных отношений, как, например, нормы утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» Положения о регистрации системы I добровольной сертификации);

  • органические.

Инструкции, Порядки, Методические указания (рекомендации). Принимаются органами исполнительной власти и для них в целях определения правовых границ в деятельности определенных властных субъектов, т.е. подвластный субъект управления (гражданин или юридическое лицо) не обязан следовать такой инструкции или указаниям, хотя, и может на них ориентироваться.

Уставы. В данной форме группируется значительное количество норм:

  • нормы о дисциплинарной ответственности в системе органов государства;

  • нормы об организации управления в той или иной сфере;

  • нормы о порядке несения государственной (в том числе военной) службы и т.п.

  • Кодексы:

  • группируют нормы института административной ответственности (КоАП РФ);

  • группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ).

Слайд 12. Одна из форм проявления административного права – административное принуждение.

Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Основания для административного принуждения:

  • совершение административного правонарушения,

  • наступление особых условий предусмотренных правовой нормой (эпидемия, эпизотия, катастрофа техногенного характера и др.)

  • Проявления административного принуждения

  • личные(административный арест),

  • организационные (закрытие предприятий, приостановление их деятельности за нарушение санитарных правил, снос самовольно возведенных строений),

  • имущественные (штраф, конфискация и т.д.)

 

Слайды 13, 14. Административная ответственность является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к лицу, совершившему административное правонарушение.

 

Слайд 15. Прежде чем мы перейдем к формулировке административного правонарушения, хочу обратить ваше внимание на то, что очень часто мотивами правонарушений в молодежной среде является желание самоутвердиться. При этом наивно полагается, что если проступок совершается в группе, то и ответственность раскладывается на всех. Нет, каждый отвечает за себя.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

 

Слайд 16. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией противоправного действия или бездействия и привлечением к административной ответственности. При отсутствии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое — подлежит прекращению.

Объект правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона Конкретное противоправное действие (бездействие), запрещенное норма ми права (например, обман потребителей (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях) выражается в следующих противоправных действиях: в обмеривании; обсчете; введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара; в умышленном искажении сведений о сроке годности товара, его сортности, продаж товара с нарушением требований о его комплектности и т.д.).

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Это вина субъекта административного правонарушения, которая выражается в форме умысла или неосторожности.

 

Слайд 17. Виды административных правонарушений

  • Нарушения норм охраны труда, наносящие вред здоровью.

  • Посягательство на собственность.

  • Правонарушения, наносящие вред природе, памятникам истории и культуры.

  • Правонарушения, совершённые на транспорте.

  • Правонарушения, совершённые в области торговли и финансов.

  • Посягательство на общественный порядок.

  • Посягательство на установленный порядок управления.

 

Слайды 18, 19, 20. Характеристика наиболее распространенныхадминистративных правонарушений

 

Слайд 21. Виды административных наказаний:

 

Слайд 22. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • продолжение противоправного поведения,

  • несмотря на требование прекратить его;

  • повторное в течение года совершение

  • однородного административного правонарушения;

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение

  • административного правонарушения;

  • совершение административного правонарушения

  • группой лиц;

  • совершение административного правонарушения в

  • условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

  • совершение административного правонарушения в

  • состоянии опьянения (может быть не признано

  • отягчающим обстоятельством).

 

Слайд 23. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

  1. Недостижение правонарушителем возраста 16 лет.

  2. Совершение правонарушения военнослужащими, сотрудниками ОВД, УИС, противопожарной службы, наркоконтроля, таможенных органов (ст. 2.5. п. 1).

  3. Крайняя необходимость.

  4. Невменяемость правонарушителя.

  5. Пропуск срока привлечения к административной ответственности (ст. 4.5).

  6. Издание акта амнистии, если таковой устраняет применение административной ответственности.

  7. Отмена закона, установившего административную ответственность (ст. 24.5 п. 5).

  8. Смерть физического лица (ст. 24.5 п. 8).

 

Слайд 24. Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности:

  • Малозначимость совершенного административного правонарушения.

  • Совершение правонарушения лицом в возрасте 16–18 лет.

  • Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ

  • Добровольное обращение лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

 

Слайд 25. Субъекты, полномочные возбуждать дело об административном правонарушении

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции);

  • должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки)

  • любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором.

Слайд 26. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

 

Список использованных источников

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015 N 464-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1; 2016. - N 1 (часть I). - ст. 84

  2. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2007. - 816 с.

  3. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – М.: Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров. 2008. – 45 с.

  4. Бикситова, Ж.А. Административная ответственность: учебное пособие / Ж.А. Бикситова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 151 с.

  5. Липатов, Э.Г. Административное право: курс лекций: учебное пособие / Э.Г. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. - М. : Экзамен, 2006. - 509 с.

  6. Лупарев, Е.Б. Административные правоотношения: монография / Е. Б. Лупарев. — М.: Евразийская академия административных наук, 2013.- 232 с.

  7. Тен, А. Л. Административное право: уч.-прак. пособие / А. Л. Тен. - Барнаул: Аз Бука, 2004. - 162 с.


Административное Право from slavbibl on Vimeo.


Скачать презентацию

Скачать текстовый материал