Международное гуманитарное право

 

(информация к уроку для 10-11 классов)

(составитель: гл. библиограф ЦБС Е.Л. Мальцева)

 

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооружённых конфликтов.

Основной причиной появление международного гуманитарного права являлась война.

 

  • За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;

  • В наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около 1 млн. чел.;

  • Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий;

  • Во второй мировой войне погибло около шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

  • В случае современной войны соотношение погибших, по оценкам экспертов, может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего;

  • В случае ядерного конфликта это соотношение может возрасти до ста гражданских лиц на одного военнослужащего.

Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государство разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Однако запретить войны - это еще не значит исключить их из межгосударственных отношений.

 Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями этих событий. За последние 50 лет они разгорались в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Ежегодно в мире их происходит более 30.

Попытки уменьшить ужасы войны, ее разрушительный характер предпринимались еще в древние времена, когда правила ведения войны существовали в форме обычаев, которые традиционно складывались и закреплялись во внутригосударственном законодательстве. Например, в законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, в период боевых действий запрещалось: употреблять отравленное оружие; убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления, смерть на поле сражения давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX веке с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н. И. Пирогов.
В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК). Основателями комитета стали швейцарские подданные Дюнан, Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар. В 1864 году швейцарское правительство созвало международную конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.). Женевская конвенция стала первым письменным документом международного гуманитарного права. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к ней.

В целях обеспечения выполнения личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации общепринятых правил ведения военных действий издано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно содержит основные положения документов международного гуманитарного права, которые являются обязательными для всех военнослужащих при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

С.-Петербургская декларация С.-Петербургская конференция была созвана по инициативе русского правительства. Инициатива этого дела принадлежала тогдашнему военному министру Д. А. Милютину. В своем отношении к государственному канцлеру от 4 мая 1868 г. Милютин, указывая на чрезмерные страдания, причиняемые разрывной пулей в случае разрыва ее внутри организма, называл употребление их "чисто варварским средством, не оправдываемым никакими боевыми требованиями": для целей войны "вполне достаточно, если большое число людей у неприятеля выбудет из строя; но было бы варварством усиливать страдания раненых, выбывающих из строя". На основании этих соображений гр. Милютин признавал необходимым посредством международного соглашения изгнать разрывные пули из употребления во всех случаях, кроме стрельбы из ружей и скорострельных пушек (mitrailleuses) для действия против зарядных и патронных ящиков. Предложение русского правительства вступить в соглашение по этому предмету было принято всеми державами, и в конце октября 1868 г. в СПб. открылись заседания военной международной конференции под председательством военного министра. Цель и задачи конференции понимались не всеми державами одинаковым образом: некоторые, как Пруссия и др., желали дать великодушной мысли русского правительства наибольшее развитие и воспользоваться случаем для изгнания из военной практики всех вообще варварских средств борьбы; другие, главным образом Англия, желали сохранить за воюющими сторонами неограниченную свободу в выборе средств борьбы. Ввиду этого разногласия конференция решила только один возбужденный Россией вопрос о разрывных пулях. В третьем заседании конференции была подписана представителями всех главнейших европейских держав и Персии.С.-Петербургская декларация, на основании которой "договаривающиеся стороны обязуются в случае войны между собою отказаться взаимно от употребления как сухопутными, так и морскими войсками снарядов, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взврывчатости или снаряжены ударным или горючим составом". С.-Петербургская конференция 1868 г. явилась предшественницей Брюссельской конференции 1874 г. 

Гаагская мирная конференция 1899 года или Гаагская конференция разоружения - была созвана по инициативе императора Николая II. 

Проходила с 18 (6) мая по 29 (17) июля. Участвовало 26 государств 

Приняла 3 конвенции:

1. О мирном решении международных столкновений;

2. О законах и обычаях сухопутной войны;

3. О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года.

А также 3 декларации:

1. О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;

2. О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;

3. О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.

2-я Гаагская конференция состоялась в 1907 году. Приняли участие 43 государства.

Было принято 13 конвенций:

1.О мирном решении международных столкновений;

2.Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

3.Об открытии военных действий;

4.О законах и обычаях сухопутной войны;

5.О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны;

6.О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий;

7.Об обращении торговых судов в суда военные;

8.О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин;

9.О бомбардировании морскими силами во время войны;

10.О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года);

11.О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;

12.Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу);

13.О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Принята декларация:

1. О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929. Женева, 27 июля 1929 г.

2. Конвенция об обращении с военнопленными Женева, 27 июля 1929 г.

 

3. Женевская конференция по разоружению 1932-35 гг.

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны

4. Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.)

5. Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.)

6. Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными (1949 г.)

7. Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны (1949 г.)

. Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 г.

В настоящее время существует более 80 международных соглашений.

Среди вспомогательных источников международного гуманитарного права международная юриспруденция предоставляет значительные возможности для его толкования и прогрессивного развития.

Прежде всего речь идет о решениях международных судов, а также о юридической практике национальных судов применительно к международно-правовым нормам, отраженным во внутренних законодательствах государств, применяющих их.

Что касается международных судов, то среди них следует различать суды, применяющие международное право войны как часть всего международного права, то есть так, как это делает Международный Суд в Гааге, и суды, созданные на временной основе (ad hoc) для рассмотрения несоблюдения и нарушения правил ведения войны в конкретных случаях, как, например, трибуналы, учрежденные союзниками после Второй мировой войны для суда над руководителями стран «оси». Уставы этих трибуналов определенно предписывали проверять соответствие поведения преступников нормам права войны (военные преступления).

Как дополнительный источник этой отрасли права рассматриваются доктрины.

Сейчас существует доктрина, специально посвященная толкованию и реализации действующего гуманитарного права, так называемая «доктрина Международного комитета Красного Креста». Речь идет о совокупности правил, которые выработал Комитет для придания единообразия своей международной гуманитарной деятельности. Они могут служить также основой для тех правил, которые впоследствии будут применяться государствами в качестве обязательных конвенционных или обычных норм.

Еще одним источником международного гуманитарного права являются документы, принятые в рамках Международных конференций Красного Креста (уставы, резолюции, декларации и т.д.), разнообразие которых обусловлено особенностью структуры этого органа, в котором, наряду со всеми организациями Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (национальные общества, Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК), полноправно участвуют государства-участники Женевской конвенции с правом решающего голоса.

 

 

Структура современного международного гуманитарного права

 

К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним (рис.1).

К лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся имеющие право на защиту или на особый статус, нападение на которых запрещается.

 

Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники?
Впервые это понятие было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 11977 года. В соответствии с ней наемник - это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;
г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;
е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

 

 

Основными принципами международного гуманитарного права являются принципы:

  • гуманизма;

  • недопустимости дискриминации жертв войны;

  • международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права;

  • ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий;

  • разграничения военных и гражданских объектов;

  • защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения на гражданское население.

 

Из принципов вытекают основные положения международного гуманитарного права

 

Под международным вооруженным конфликтом понимается вооруженная борьба субъектов международного права против агрессии, за национальную независимость, против колониализма или незаконной оккупации территории какого-либо государства.

Начало войны связывается либо с непосредственным началом военных действий, либо с моментом формального объявления состояния войны, даже если вслед за этим фактических военных действий не последует. Начало войны влечет за собой наступление следующих правовых последствий:прекращение дипломатических и, как правило, консульских сношений, экономических, торговых, финансовых и т. п. отношений и сделок между воюющими сторонами и их юридическими и физическими лицами, утрату силы всеми двух-. и приостановление действия многосторонних договоров между противостоящими сторонами; задержание или реквизицию торговых судов противной стороны, оказавшихся в портах данного воюющего государства, применение к гражданам государства-противника специального правового режима, предусматривающего ограничение в перемещениях, принудительное поселение в отведенных местными властями местах и др.

«Военные преступления» - это применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны.

  • Под театром военных действий подразумевается любая пространственная сфера или ее часть, в пределах которых фактически ведутся или могут вестись боевые действия, включая территорию воюющих государств, но исключая: санитарные зоны и местности, на которых имеются отличительные знаки (эмблемы), установленные для ограждения раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, обслуживающий таковых медицинский персонал, а также культурные ценности, районы расположения АЭС, дамб, плотин;

  • демилитаризованные и нейтрализованные территории (включая территорию нейтральных государств — Швейцарии, Австрии, Мальты), такие как Магелланов пролив, зоны Суэцкого и Панамского каналов, Аландский и Шпицбергенский архипелаги, Антарктику, космическое пространство и небесные тела, безъядерные зоны.

К числу участников войны, на которых распространяется действие применимых норм международного права («законные участники войны»), относятся:

  • комбатанты, т.е. лица, непосредственно участвующие в боевых действиях - «сражающиеся» (личный состав регулярных вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, иностранцы, добровольно вступившие в вооруженные силы одного из воюющих государств, а также партизаны, члены экипажей торговых судов и др., если эти категории лиц соответствуют определенным требованиям) и наделяемые правом использовать оружие для нанесения ущерба и поражения противнику;

  • некомбатанты - лица, следующие за вооруженными сила-ми, но не входящие в их состав и не имеющие права вести военные действия (военные корреспонденты, юристы, работники интендантских и сервисных служб, медицинский персонал, духовенство, гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов), причем таковые могут обладать стрелковым («личным») оружием лишь для целей самообороны или охраны вверенного им имущества.

К законным комбатантам относятся разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, одетые в военную форму и проникающие в район действий неприятеля в целях сбора сведений о противнике.

Лица, собирающие указанную информацию тайным образом и не отвечающие перечисленным выше условиям, рассматриваются в качестве лазутчиков (шпионов), на которых не может быть распространен режим военного плена. Особый правовой режим установлен для военных советников и инструкторов, парламентеров и наемников.

  • Нормами международного права регламентируется применение средств и методов ведения войны, причем безусловно запрещенными являются: любое оружие, многократно усиливающее страдания людей, причиняющее излишние повреждения и неизбежно влекущее за собой смерть;

  • средства, негативное воздействие которых на природную среду может иметь широкие, долгосрочные или серьезные последствия;

  • любое оружие осколочного действия, если осколки не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, либо если таковое может ассоциироваться с предметами не опасными, а также любое зажигательное оружие, предназначенное для применения против гражданского населения и невоенных объектов.

К запрещенным методам ведения войны относятся:

  • предательское убийство или ранение как комбатантов, так и некомбатантов, лиц, сдающихся в плен, объявление, что никому не будет дано пощады, убийство раненых, парламентеров и лиц, их сопровождающих, незаконное пользование парламентерским или национальным флагом нейтрального государства, униформой и знаками различия неприятеля, эмблемами ООН, МККК и т. д.;

  • истребление или захват неприятельской собственности, если это не вызывается настоятельной военной необходимостью;

  • принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их страны;

  • разграбление населенных пунктов, бомбардировка незащищенных городов, селений, жилищ;

  • осуществление геноцида;

  • взятие заложников, истребление раненых, больных военнопленных или принуждение их к ведению военных действий против своей страны;

  • осуществление террора в отношении мирного населения, угон и депортация населения оккупированных территорий на территорию оккупирующей державы либо третьего государства;

  • уничтожение культурных ценностей, культурных центров, находящихся под специальной защитой и обозначенных специальными знаками, а также мест культового назначения; применение пыток с целью получения каких-либо сведений, а также актов жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения.

Особым юридическим статусом обладают государства, не участвующие в происходящей войне и не оказывающие помощи и содействия воюющим сторонам, причем такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в данной войне. За такими государствами сохраняется право отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить указанный статус, предоставлять свою территорию для перевозки и содержания жертв войны, оказывать добрые услуги и посредничество воюющим в ведении переговоров, предоставлять убежище войскам, кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием.

  • Нейтральные государства имеют право использовать морские пространства и воздушное пространство за пределами территории прибрежных государств в целях мореплавания и воздушной навигации с учетом объявленных воюющими зон ведения военных действий;

  • они могут предоставлять доступ в свои порты кораблям воюющих с соблюдением ряда четко обусловленных временных и иных требований для краткого ремонта, без восстановления или увеличения их боевой мощи.

Нейтральные государства обязаны:

  • не предоставлять свою территорию для формирования военных подразделений и создания военных баз воюющих сторон, не передавать им боеприпасы, военную технику и снаряжение, любые виды вооружений;

  • задерживать и интернировать корабли и военные летательные аппараты воюющих, если они не покинули их порт по истечении льготного времени;

  • препятствовать и не разрешать воюющим задерживать, осматривать и обыскивать в своем территориальном море суда третьих государств;

  • препятствовать тому, чтобы раненые и больные воюющих государств по выздоровлении могли снова участвовать в военных действиях;

  • принимать меры по защите культурных ценностей воюющих, оказавшихся на нейтральной территории.

Воюющие стороны имеют право захватывать или уничтожать абсолютную контрабанду, когда судно, перевозящее таковую, следует в неприятельский порт, а также условную военную контрабанду, когда она предназначена для вооруженных сил или органов военного управления противника, причем такое нейтральное судно может быть захвачено или уничтожено только в случае, когда контрабандный груз по массе, объему, стоимости или по цене фрахта превышает половину всего груза, находящегося у него на борту.

В отношении физических лиц, которые непосредственного участия в военных действиях не принимают либо с определенного момента такое участие прекратили (гражданское население, раненые, больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные), международное право предусматривает следующие меры защиты, включая запрещение:

  • преднамеренных убийств;

  • нанесения увечий;

  • жестокого, бесчеловечного, оскорбительного или унижающего достоинство обращения;

  • пыток, истязаний, биологических и медицинских опытов и экспериментов;

  • преднамеренного причинения телесных повреждений;

  • осуждения и применения наказания без вступившего в законную силу надлежащим образом вынесенного судебного приговора;

  • наказаний за не совершенные правонарушения, в том числе коллективных наказаний;

  • оставления без медицинской помощи, воды, питания и т. д.

Предусматриваются следующие обязанности воюющих сторон в отношении находящихся в плену раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение:

  • обеспечивать медицинскую помощь, разыскивать и подбирать таковых на поле боя, ограждать от мародерства и дурного обращения, разыскивать погибших и хоронить их, устанавливая личность;

  • когда позволяют обстоятельства, устанавливать перемирия для осуществления соответствующих гуманитарных мероприятий, разрешать военным кораблям и летательным аппаратам нейтральных государств выполнять подобную миссию;

  • гуманно обращаться с военнопленными:

  • не подвергать их физическому калечению, медицинскому воздействию, которое не вызывается соображениями лечения, защищать от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы, снабжать водой и продуктами питания, предметами первой необходимости, оплачивать выполняемую ими работу.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений международного гуманитарного права как серьёзные нарушения или военные преступления. В международном гуманитарном праве предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления, должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.

 

Список использованных источников

 

  1. Батырь, В.А. Международное гуманитарное право: учебник / В.А. Батырь.- М.: Юстицинформ, 2011. - 688 с.

  2. Ибрагимов, А.М. Характер международных гарантий в гуманитарном праве / А.М. Ибрагимов // Российская юстиция. - 2012. - N 6. - С. 34 - 36.

  3. Исупова, М.В. Проблемы определения международного гуманитарного права / М.В. Исуполва // Российский юридический журнал. - 2013. - N 2. - С. 71 - 76.

  4. Леншин, С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: монография / С.И. Леншин. - М: За права военнослужащих, 2009. - 240 с.

  5. Маликов, Д.С. Использование понятийного аппарата и норм международного гуманитарного права при квалификации военных преступлений / Д.С. Маликов // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2013. - N 5. - С. 5 - 9.

  6. Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права / Ж. Пикте // Военно-юридический журнал. - 2014. - N 9. - С. 27 - 30.

 



Скачать презентацию

Скачать текстовый материал